У многих крупных магазинов, как в онлайн-среде, так и на реальных прилавках, встречается отдельная полочка, на которой красуется бирка с надписью «Уценка». Понятно, что этот товар продаётся дешевле такого же, лежащего в соседнем отделе, причём иногда очень сильно дешевле. Откуда же берётся эта разница? Давайте разберёмся.
В первую очередь, о чём думает покупатель, глядя на полки с уценённым товаром — брак. Но это не всегда соответствует действительности. Причин снижения цены может быть масса.
Возьмём недавний пример — новогодние праздники. Как гласит пословица, дорога ложка к обеду, а в этом случае — гирлянды и сувениры. Они разлетаются под конец декабря со скоростью, превышающей скорость звука. Само собой, и цены на них можно держать высокими. Как нас учит Маркс, при капитализме чем выше спрос, тем выше цена на товар. Но вот наступает первое января и гирлянды становятся никому не нужны. Что с ними делать? Конечно, можно отложить их до следующего года, но деньги должны делать деньги, а не лежать на складе в виде товара. Поэтому продавец снижает цену — даже с недополученной прибылью он сможет заработать деньги на закупку более актуальных сувениров (ведь на носу День святого Валентина и 23 февраля). И более не актуальная продукция отправляются на полку с надписью «Уценённый товар».
Это самый простой пример, но он показывает, что вполне качественный продукт можно купить дешевле, если подгадать сроки. Точно так же поступают и продавцы одежды, снижая цену на вышедшие из моды дизайнерские решения. Правда, они поступают более хитро и называют это словом «распродажа» (купи две дорогих шубы и получи в подарок ещё одну, которую ты никогда в жизни не наденешь). Однако, суть от этого не меняется.
Впрочем, не будем кривить душой. В уценку попадают и действительно некачественные вещи. Так, например, долго стоявший на витрине монитор, который целыми днями крутил цветастые рекламные ролики. Он уже немного выцвел и выработал половину своего ресурса, покупать его за оригинальную цену, наравне с новым, желающих найдётся мало. Зато наверняка найдётся сисадмин, желающий купить его для рабочих нужд — дёшево и сердито он будет стоять в чулане серверной комнаты, где его будут включать раз в полгода.
В уценку могут попасть и бывшие в употреблении вещи — кто-то купил фотоаппарат, а тот перегорел, будучи криво спаян китайским подростком на самодельном станке. Перегоревшие элементы перепаивают и выставляют к продаже по цене дешевле среднерыночной. Само собой, гарантию на такую покупку никто не даст, и это является негативной стороной сниженной цены.
Даже повреждённая упаковка (или полное её отсутствие) может стать причиной уценки. Покупая подобный товар, будьте осторожны и трижды проверьте все функции устройства. Обязательно узнайте у продавца причину уценки, постарайтесь позадавать наводящие вопросы — в надежде выбить с вас премию, продавец может сознательно солгать о причинах уценки, приуменьшив значение поломок. И только лишь убедившись, что продавец вас не обманывает, а гарантия на возврат предоставляется, задумывайтесь о покупке уценённой вещи.